"Вернуться на главную...>>"


Валентин Турчин и Клифф Джослин.

КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ



1 Философия.

Философия отвечает на такие фундаментальные вопросы, как: "Кто я?", "Откуда я пришел и куда иду?", "Сколь истинно мое знание?", "Какова, в конечном счете, природа вещей?", "Что есть добро и что есть зло?". Философия важна. Философия является частью нашего знания.

2. Знание.

В кибернетической гносеологии знание, принадлежащее кибернетической системе, определяется как некая модель части мира, воспринимаемого этой системой. Модель есть устройство, генерирующее предсказания относительно событий вокруг; эти предсказания используются системой при принятии решений. Понятия смысла и истины следует определять наэтой основе.Знание одновременно субъективно и объективно, ибо оно является результатомвзаимодействия субъекта (кибернетической системы) и объекта (среды). Знаниеоб объекте всегда относительно: оно существует только как часть какого-либосубъекта. Мы можем изучать взаимоотношение между знанием и реальностью(прежде всего, истинно или ложно данное знание), тогда субъект знаниястановится, в свою очередь, объектом для нового субъекта знания. Но знание влюбой форме безотносительно какого-либо субъекта есть логическаябессмыслица. Детальное развитие кибернетической гносеологии на основе этихопределений крайне важно для формализации естественных наук и философии, атакже для интерпретации математических систем.

3. Свобода, воля, управление.

В кибернетической метафизике свободарассматривается как фундаментальное свойство природы. Законы природы сутьограничения на эту свободу, они не обязательно приводят к определенному ходусобытий. Понятие свободы подразумевает наличие некоторого активного фактора,который разрешает неопределенность, присущую свободе, выбирая одноопределенное действие из множества возможных. Мы называем этот фактор волей.Мы говорим, что воля управляет некоторой кибернетической системой, когдасвобода системы ограничивается действиями, выбираемыми волей.

4. Метасистемный переход.

Когда некоторое число систем интегрируются вединое целое с возникновением нового уровня управления, мы говорим, чтоимеет место метасистемный переход. Новая система есть метасистема поотношению к старым. Метасистемный переход является по определению творческимактом. Он не может совершиться под воздействием одних лишь внутреннихфакторов интегрируемой системы, но всегда требует вмешательства извне,"сверху".

5. Эволюция. Метасистемный переход - квант эволюции.

Высокоорганизованныесистемы, включая живые существа, суть многоуровневые иерархии по управлению,возникающие в результате метасистемных переходов разного масштаба.Главнейшие эволюционные сдвиги - это крупномасштабные метасистемныепереходы, происходящие в рамках естественного отбора как проявления общегопринципа проб и ошибок. Примеры: формирование редуплицирующихсямакромолекул, образование многоклеточных организмов, появление разума,образование человеческого общества.

6. Человеческий разум.

Человеческий разум, как нечто новое по сравнению сразумом животных, возникает в результате метасистемного перехода: мозгполучает возможность управлять формированием ассоциаций ментальныхпредставлений. Все специфические черты человеческого разума, включаявоображение, самосознание, преодоление инстинктов, постановку целей, юмор,чувство прекрасного, могут быть объяснены как результат этого метасистемногоперехода.

7. Социальная интеграция.

Возникновение человеческого разума тесно связаносо следующим, в настоящее время протекающим метасистемным переходом, аименно: интеграцией человеческих существ в человеческое общество.Человеческое общество качественно отличается от сообществ животных благодаряспособности людей создавать и развивать (а не только использовать дляпередачи сообщений) язык. Язык выполняет две функции: обмен информациеймежду индивидуумами и создание моделей действительности. Эти две функции науровне социальной интеграции аналогичны функциям нервной системы на уровнеинтеграции клеток в многоклеточный организм. В материале языка люди создаютновые символьные модели действительности (в частности, научные теории),которых не было создано природой на уровне нашей нервной системы. Язык - этокак бы продолжение человеческого мозга. Более того, это единое продолжениемозга всех членов общества. Это коллективная модель действительности,которая совершенствуется всеми членами общества и передается от поколения кпоколению. Давно отмечено, что человеческое общество можно рассматривать какединый организм. Тело этого организма есть совокупность всех людей и имисделанных вещей. Его "физиология" - это культура общества и, прежде всего,язык.

8. Эра разума.

Возникновение человеческого общества знаменует начало новойэры Универсальной Эволюции. Если раньше единственным механизмом эволюции былестественный отбор на базе мутаций генофонда, то теперь мы видим несравненноболее быстрый процесс: эволюцию культуры человеческого общества. Вариация иселекция по методу проб и ошибок происходят теперь как результатсознательной воли человека. Двигателем эволюции мироздания становитсятворческая человеческая личность. Эволюция культуры, прогресс науки итехники перехватывают инициативу у биологической эволюции.

9. Глобальная интеграция.

Пытаясь заглянуть в будущее, мы предсказываем, чтосоциальная интеграция будет продолжаться в двух направлениях, которые можноназвать шириной и глубиной. С одной стороны, интеграция мировых культурприведет к образованию единого мирового сообщества и мирового правительствас ответственностью за экологию Земного шара. Этика кибернетическогомировоззрения требует, чтобы каждый из нас заботился о сохранении вида иэкосистемы и о максимизации потенциала для следующих шагов эволюции иинтеграции.

10. Человеческие сверхсущества.

С другой стороны, мы предвидим продолжениеинтеграции "в глубину", а именно: физическую интеграцию индивидуальныхнервных систем с созданием потенциально бессмертных человеческихсверхсуществ. Опираясь на известный эволюционно-биологический принцип:онтогенез повторяет филогенез, мы можем предположить, что человеческиеиндивидуумы будут рождаться и жить в молодом и зрелом возрасте подобно тому,как они живут сейчас, а затем принимать или отвергать интеграцию всверхсущество. Таким образом, физическая интеграция индивидуумов приходит нена смену индивидуальной жизни, как мы ее знаем сейчас, а в дополнение к ней.

11. Высшие человеческие ценности.

Представление о бессмертии есть частьпроблемы высших человеческих ценностей. Поведение кибернетических систем,каковыми являются живые существа, определяется некоторыми целями. Эти целиобразуют иерархию: чтобы достичь цели более высокого уровня, система должнапоставить и достичь ряд целей более низкого уровня. Иерархия целей существаимеет вершину: наивысшие цели или ценности. У животного высшие целиврожденные - это инстинкты выживания и размножения. У человека высшиеценности могут идти дальше инстинктов и даже противоречить им. Как и всякийэлемент культуры, представление о высших ценностях жизни внушается человекуобществом, в котором он живет. Однако, в конечном счете, человек самустанавливает для себя высшие ценности, совершая акт свободного выбора. Врезультате мы имеем множество этических и религиозных учений. Однако убольшинства таких учений мы находим общий знаменатель: ту или иную формуволи к бессмертию. Животное не осознает неизбежности своей смерти; человекосознает. Воля человека к бессмертию является естественным продолжением волик жизни.

12. Упадок метафизической веры в бессмертие.

В традиционных религиях, как,например, христианстве, мы находим представление о бессмертии, которое можноназвать метафизическим. Это представление о бессмертии души и загробнойжизни. Протест против смерти используется здесь как стимул для принятияучения; ведь оно с самого начала обещает бессмертие. Однако под влияниемкритического научного метода метафизическое представление о бессмертии,некогда конкретное и притягательное, становится все более абстрактным ибледным. Традиционные религиозные системы медленно, но верно теряют влияние.

13. Творческое бессмертие.

Другой род бессмертия может быть названтворческим или эволюционным. Это представление о том, что смертноечеловеческое существо достигает бессмертия, внося свой вклад в некийуниверсальный бесконечный процесс, который разные люди называют по-разному(История, Культура), а мы называем Эволюция. Вера в эту форму бессмертиялежит, по-видимому, в основе представления о смысле жизни у большинстватворческих людей.

14. Кибернетическое бессмертие.

Успехи науки позволяют поднять знамякибернетического бессмертия. Человеческое существо есть, в конечном счете,кибернетическая система - определенная форма организации материи, котораявключает многоуровневую иерархию управления. То, что мы называем нашей душойили сознанием, ассоциируется с высшим уровнем в этой иерархии. Нашаорганизация постоянно переживает частичную смену материала, в котором онавыполнена. Не видно причин, по которым эта смена не могла бы идти скольугодно далеко, включая переход к совершенно новым материалам и кпринципиально неограниченному времени существования.

15. Бессмертие и эволюция.

Кибернетическая интеграция должна сохранитьтворческое ядро человеческой личности, ибо оно является двигателем эволюции.Она также должна сделать личность бессмертной, ибо с эволюционной точкизрения нет смысла обрывать ее существование. В биологической эволюцииисточником вариаций являются мутации генов. Природа творит, экспериментируяна генотипах и отбирая по фенотипам. Поэтому она уничтожает старые фенотипы,т. е. биологические тела, чтобы продолжать экспериментирование, эволюцию.Смертность многоклеточных организмов эволюционно необходима. В эру разума,когда ведущей ветвью эволюции является эволюция человеческого общества,источником эволюции становится человеческий мозг. Он не объект, а субъектэкспериментирования, его потеря при умирании есть эволюционная нелепость.Личность должна быть бессмертной, как бессмертны гены. Бессмертиечеловеческой личности стоит на повестке дня Космической Эволюции.

16. Эволюция человеческой личности.

Бессмертие человеческой личности неозначает ее застывшей неизменности. Это может быть понято по аналогии сорганизацией на уровне макромолекул. Контролеры биологической эволюции - этогены, и они бессмертны. Однако они не остаются неизменными, а непрерывноизменяются вследствие мутаций, так что хромосомы человека, например, весьмаи весьма отличаются от примитивных хромосом вирусов. Кибернетическибессмертные личности могут меняться и развиваться во взаимодействии сдругими личностями сверхсущества, а также при взаимодействии междусверхсуществами, ибо плюрализм необходим для эволюции, и человечество, надонадеяться, будет пробовать различные виды интеграции, создавая различныесверхсущества. Те человеческие личности, которые возникнут в результате всехэтих процессов, будут, вероятно, отличаться от нас так, как наши хромосомыотличаются от вирусов. Но определяющий принцип личности останется,по-видимому, неизменным, как остался неизменным принцип работы генов.

17. Как может происходить интеграция.

Следует ли ожидать, что всечеловечество объединится в единое сверхсущество? С эволюционной точки зренияэто и нежелательно, и маловероятно. Жизнь можно сравнить с пирамидой:вершина поднимается ввысь и одновременно расширяется основание. Хотячеловечество и осуществляет контроль над биосферой, наши тела составляютлишь небольшую часть от всей биомассы. Основную ее часть все еще составляютпримитивные организмы, такие, как мы находим в планктоне. Осуществлениекибернетического бессмертия потребует, несомненно, чем-то пожертвовать; дляначала, надо будет решительно сосредоточить усилия на дальнейшем развитиинауки. Совсем не очевидно, что большинство людей в большинстве сообществзахотят поставить перед собой такую цель. Воля к бессмертию, как и всякаячеловеческая черта, широко варьируется от человека к человеку. Посколькуинтеграция может быть лишь добровольной, надо ожидать, что только часть,вероятно небольшая, человечества образует сверхсущества, большинство жеостанется в состоянии "человеческого планктона".

18. Интеграция на Космической сцене.

Однако именно интегрированномучеловечеству суждено освоить Космическое пространство. Неинтегрированнаячасть не может конкурировать с нею; она может лишь поставлять материал длясверхсуществ. Без интеграции человечество не может претендовать накакую-либо серьезную роль в Космосе. Системные единицы, которые принимаютрешения, должны получать вознаграждение за свои решения; иначе они никогдане примут их. Попробуйте представить себе картину "человеческого планктона",набитого в ракеты, чтобы достичь отдаленной звезды через десять или двадцатьпоколений. Играть роль в Космосе могут лишь существа, продолжительностьжизни которых исчисляется Космическими же временами.19. Сегодняшние проблемы.

Наше представление о кибернетической интеграции внастоящее время весьма абстрактно и туманно. Это неизбежно: понятия и цели,касающиеся отдаленного будущего, только и могут быть абстрактными. Это незначит, однако, что они не имеют никакого отношения к нашим сегодняшнимпроблемам. Понятия о Всемирной Эволюции и кибернетическом бессмертии имеютпрямое отношение к понятию о смысле жизни и к высшим ценностям, которые мыпринимаем для себя сегодня, хотя те, кто живут сейчас, могут реалистическидумать лишь в терминах творческого бессмертия (хотя, кто знает?). Проблемавысших ценностей - это центральная проблема нынешнего общества. Ради чегонадо жить, после того как наши основные потребности с легкостьюудовлетворены современной системой производства? Что есть Добро и что естьЗло? Каковы те конечные критерии, на основании которых мы должны оцениватьразличные модели общественного устройства? В истории человечества великиецивилизации неотделимы от великих религий, которые отвечали на эти вопросы.Упадок традиционных религий, основывающихся на метафизическом понятии обессмертии, угрожает деградацией общества. Представление о кибернетическомбессмертии может прийти на смену своему метафизическому предшественнику ипослужить основой для учения о высших ценностях нарождающейся глобальной цивилизации.

20. Интеграция и свобода.

В наше время мы можем яснее, чем когда-либо,видеть фундаментальное противоречие конструктивной эволюции человеческогообщества: между социальной интеграцией и личной свободой. Интеграция естьэволюционная необходимость; это очередной метасистемный переход. Есличеловечество поставит себе цели, не совместимые с интеграцией, результатомбудет эволюционный тупик. Тогда мы не выживем. В эволюционирующей Вселеннойнет остановки: все, что не развивается, гибнет. С другой стороны,драгоценной сущностью человека является свобода. Творческая свободаличности - это двигатель эволюции в эпоху разума. Если она будет подавленаинтеграцией, как в тоталитарных режимах, мы тоже окажемся в эволюционномтупике.Это противоречие реально, но ниоткуда не следует, что оно неразрешимо. Вконце концов, аналогичное противоречие успешно преодолевалось эволюцией напредыдущих уровнях организации. Когда клетки объединяются в многоклеточныйорганизм, они продолжают выполнять свои биологические функции - обменвеществ и деление. Новое качество - жизнь организма - появляется не вопрекибиологическим функциям индивидуальных клеток, а благодаря им. Творческий актсвободной человеческой личности - это его "биологическая функция". Винтегрированном сверхсуществе на всех его стадиях, начиная с той, котораяпротекает сейчас, эта свобода должна оставаться необходимым и решающимфактором. Как достичь органического синтеза интеграции и свободы - вотвызов, который природа бросает человеку.

"Вернуться на главную...>>"